В последнее время особую актуальность представляет проблема предупреждения и раскрытия мошенничеств, совершаемых способом социальной инженерии, когда злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и представляясь работниками банков (сотрудниками служб безопасности, правоохранительных органов и т.д.), сообщают гражданам заведомо ложные сведения, склоняют к мнимому сотрудничеству и совершению действий, необходимых для противоправного завладения их средствами.
Как рассказали в управлении уголовного розыска УВД Могилевского облисполкома, за 10 месяцев 2021 года из общего числа нераскрытых мошенничеств 36,4% совершены с применением техник вишинга.
Из наиболее распространенных на сегодняшний момент злоумышленники используют следующие техники вишинга:
«Олицетворение банка» – когда злоумышленники выдает себя за банк жертвы. В этом случае мошенник обычно говорит, что на счету жертвы обнаружена необычная или мошенническая активность и просит предоставить банковские реквизиты либо перевести денежные средства на резервный(безопасный) счет, который в последующем и предоставляет жертве.
Одной из жертв данной разновидности вишинга стала 53-летняя жительница Могилевской области, которой на мобильный мессенджер «Вайбер» поступил телефонный звонок с абонентского номера оператора сотовой связи Российской Федерации. Звонившая женщина представилась сотрудником Национального Банка Республики Беларусь и сообщила потерпевшей, что неизвестное лицо на ее имя оформляет в различных банках кредиты, и для того, чтобы это предотвратить, ей необходимо оформить кредиты в тех же банках и перевести денежные средства на предоставленный счет для аннулирования кредитов, взятых мошенниками. Потерпевшая, поддавшись на уловку злоумышленницы, оформила кредиты в трех банках на общую сумму 14 700 белорусских рублей, которые перевела на предоставленный счет.
Комментарий сотрудника ОИОС УВД Юлии Холомеевой:
Также часто используемой техникой вишинга является обман под видом сотрудников правоохранительных органов, когда злоумышленник, представляясь правоохранителем, доводит жертве информацию о том, что они занимаются поиском мошенников, которые похищают денежные средства со счетов граждан, и предлагает оказать помощь в поимке таковых.
От действий такого вида вишинга пострадала жительница г.Бобруйска, которой позвонили злоумышленники и, представившись сотрудниками милиции, предложили оказать содействие в поимке преступников, для чего необходимо было оформить в банках кредиты и положить денежные средства на счет, которым якобы владеют злоумышленники и который находится под контролем сотрудников милиции.
Потерпевшая выразила согласие на оказание помощи и в трех банках оформила на свое имя кредит на общую сумму 19 100 белорусских рублей, которые перевела на предоставленный ей счет.
Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо запомнить простые правила безопасности:
— обращайте внимание на номер, с которого Вам поступил звонок от сотрудника банка либо правоохранительных органов. Номер не может быть оператора иного государства;
— никогда никому не сообщайте номер пин-код Вашей карты (кроме случаев, когда Вы сами звоните в службу сервиса по номеру, указанному на карте);
— если в ходе разговора неизвестный начинает спрашивать Ваши конфиденциальные данные (паспортные, банковские), прекратите разговор и положите трубку.
Запомните! В случае необходимости получить от Вас какие-либо сведения сотрудники банка либо правоохранительных органов для беседы Вас пригласят в административное здание и никогда не будут спрашивать Ваши личные данные и тем более предлагать сотрудничество по телефону.