Часто в органы внутренних дел поступают обращения граждан по различным вопросам, входящим в компетенцию правоохранителей. При их рассмотрении милиционеры руководствуются требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Однако в практической деятельности нередко возникают вопросы в применении отдельных его положений.
О самых распространенных из них рассказал начальник отдела защиты государственных секретов и документационного обеспечения УВД Могилевского облисполкома Вадим Ковалев.
— Каков порядок рассмотрения обращений, поступающих от физических лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь и постоянно проживающих за границей?
Действие Закона распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории страны наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь. Предусмотрено это тем, что вне территории своего государства они не всегда могут прибегнуть к защите своих прав.
На электронные и письменные обращения, где адресом места жительства указана иная страна, действие Закона не распространяется.
Не рассматриваются и не требуют ответа обращения иностранных организаций, не имеющих представительств на территории Республики Беларусь.
— Являются ли устными обращениями звонки по телефону, в том числе на линию «102»?
Устные обращения подаются в ходе личного приема. Таким образом, на телефонные звонки действие Закона не распространяется. Порядок рассмотрения обращений, поступающих в ходе проведения «прямых телефонных линий» и «горячих линий» регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц».
Порядок реагирования на сообщения, поступающие по линии «102» регламентирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и учета ОВД заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением МВД от 08.01.2019 № 5.
Телефонные сообщения граждан о происшествиях при отсутствии письменного обращения не подлежат рассмотрению в рамках Закона. Решения по указанной категории сообщений принимаются в соответствии с требованиями Инструкции № 5.
— Как поступать с обращениями, отправленными гражданами по факсимильной связи?
Закон определяет способы подачи каждого вида обращений: письменных, устных и электронных. При подаче заявлений посредством факса оно не подлежит регистрации в качестве обращения и не предусматривает ответа.
Организации могут регистрировать факсимильные обращения и направлять по ним ответы, но в таких случаях они принимают на себя дополнительные обязанности, связанные с их рассмотрением.
— В обращении указано сразу несколько адресатов (различных государственных органов или организаций) однако оно не относится к компетенции организации, в которую поступило. Нужно ли перенаправлять его по компетентности, если в списке адресатов нужная организация уже указана (возвращать обращение заявителю и разъяснять, куда он должен обратиться за решением своего вопроса)?
Да. Это обязательное требование Закона. Кроме того, возможна ситуация, когда заявитель в списке рассылки указал сразу несколько адресов, но обращение по этим адресам в действительности не направлял.
Данные разъяснения основаны на практике рассмотрения обращений в органах внутренних дел Республики Беларусь и рекомендаций МВД Республики Беларусь.
ОИОС по материалам отдела защиты государственных секретов и документационного обеспечения УВД Могилевского облисполкома