Помните, в молодежном сериале «Интерны» была доктор Варя Черноус? Часто пациенты, узнав, что им надо идти на прием к В. Черноус, ожидали увидеть доктора-мужчину. Сельчане, проживающим на территории Дашковского сельского совета, тоже на первых порах удивлялись, что их участковый инспектор не мужчина – как было десятки лет – а женщина.
Лейтенант милиции Татьяна Белоус работает в Могилевском РОВД чуть более полутора лет, и жители деревень Тумановка, Селец, Черноземовка и Салтановка ее уже успели полюбить. Бабушки зовут внученькой, детвора — тетей Таней.
Деревня больше города
К тому времени как стать участковым инспектором Татьяна девять лет проработала в милиции, однако в каждой специальности есть тонкости, постичь которые можно только на личном опыте. И лейтенант Белоус начала вникать и разбираться.
— Деревня — больше города, в городе ты не знаешь своих соседей, что они за люди, где работают и сколько у них детей. В деревне тебе расскажут всю подноготную нескольких поколений. Но чтобы тебе доверяли, надо работать с населением, общаться, не стесняться зайти в любой дом и постучаться в любую дверь. Людей нужно уметь выслушать, — уверена Татьяна Белоус.
Реакция местных жителей на инспектора-женщину была неоднозначной, ведь на селе, да что там на селе — во всей Могилевской области — женщин-участковых раньше не было. В первый день на новой службе Татьяна с напарником Кириллом Чупринским приехала на вызов. Когда он представил ее участнику событий, услышал в ответ смешок: «Какой же это участковый инспектор – это же баба!»
Лейтенант Белоус тут же расставила все по местам. Во-первых, не баба, а женщина. А во-вторых, женщина тоже может быть участковым инспектором и ничуть не хуже, чем мужчина. И начала мягко ломать стереотипы:
— Почему участковым должен быть мужчина? Ведь женщине гораздо проще рассказать о своих проблемах именно женщине, да и с мужчиной она быстрее найдет общий язык.
Приглашение на свадьбу
Татьяна сразу же начала знакомиться с местными, прониклась их симпатией. И одна многодетная мама рассказала ей то, о чем много лет боялась признаться участковому-мужчине. Оказывается, гражданский муж поднимает на нее руку, когда выпивает. В остальном же, уверяла она, мужчина хороший, когда не пьет — золотой человек…
У женщины уже был плохой опыт – пил первый муж, поэтому соцслужбы изъяли ее детей от первого брака. Боясь, что история может повториться, она скрывала ситуацию в семье.
Татьяна сразу же поехала к мужчине на работу, поговорила с ним и пригласила на заседание Совета общественного пункта охраны правопорядка, где рассматривается поведение граждан, нарушающих антиалкогольное законодательство. И это подействовало.
Сельчанин пообещал, что пить не будет, закодировался, больше пьяных ссор дома не было. Раз в неделю Татьяна обязательно либо звонила, либо приезжала проведать семью. Прошло примерно полгода, когда женщина ей позвонила и пригласила на свадьбу!
В семье все хорошо, скоро многодетные супруги переедут в новую квартиру. А еще они очень хотят вернуть домой старших детей.
Нельзя быть равнодушным
— Сначала меня воспринимали как инспектора по делам несовершеннолетних, мамы приводили своих детей, чтобы я их пожурила, — улыбается Татьяна. — Но постепенно привыкли. Участковый – это первый человек, к которому сельчанин подойдет и попросит о помощи, доверится. И мы можем через сельский совет или жилкомхоз помочь с работой или в устройстве ребенка в детский сад. В нашей работе нельзя быть равнодушным и действовать, как робот. Даже составляя протокол, ты понимаешь, что наказываешь человека. И надо подумать, есть ли у него деньги, чтобы заплатить штраф, ведь если нет, ты своими действиями накажешь всю семью.
Как-то к участковому пришла пожилая женщина и не скрывая слез рассказала о сыне. Хороший, работящий, но в семейной жизни ничего не вышло, вот и приехал из города обратно в деревню. Устроиться на работу не получилось — начал пить.
Участковый убедила мужчину закодироваться и помогла устроиться на пилораму. Больше восьми месяцев он уже не пьет.
Помочь или наказать?
Конечно, не каждый человек находит в себе силы менять жизнь. В начале месяца Татьяна осуждала сельчанина в ЛТП. Человек неплохой, но когда выпьет, забывает обо всем на свете. А у него лежачая мать, за которой нужен постоянный уход. И он с этим справляется, но с одной оговоркой — только когда трезвый. А это бывает далеко не каждый день.
— Началось с того, что ко мне обратились представители социальной службы, рассказали, что он пропивает все деньги, за матерью не смотрит, и больная женщина может быть даже не накормлена, — вспоминает Татьяна. — Она написала на сына доверенность по валютному счету, а он все деньги с него растратил. Как мы его ни уговаривали, как ни собирали комиссии, но пить он так и не перестал. Теперь ближайшие полгода-год проведет в ЛТП, срок пребывания будет зависеть от его поведения. Кому-то помогаешь, а кого-то, выходит, наказываешь, ограничиваешь в слободе. Эта мера нужна, чтобы человек задумался, как жить дальше и где ему лучше.
Через окно
Про юбки, платья и сарафаны Татьяна давно забыла. Как и про туфли на каблуках. Брюки и берцы — это лучший вариант для женщины-участкового, уверена она:
— Представьте, что у меня на участке живут люди, к которым я захожу через окно. Ну какая тут может быть юбка? А если надо посетить заброшенные дома? И пусть есть служебная машина, но в некоторых ситуациях прийти нужно нежданно-негаданно, тогда я оставляю машину в начале деревни и иду пару километров. Конечно, в берцах удобнее, чем в туфлях.
В РОВД нового участкового приняли, как родную. Помогали и словом, и делом, видя, что новенькая настроена серьезно, что ей интересна ее работа и не безразлична судьба людей, проживающих на участке.
— Я принципиальная, и сделаю все возможное, чтобы человек зажил лучшей жизнью, исправился, бросил пить, — говорит Татьяна Белоус. — Но если он также принципиально будет этого избегать, то и я навстречу не пойду: он отправится в ЛТП. Нет плохих и хороших людей, есть обстоятельства. Всем свойственно и ошибаться, и исправляться. Говорят, что горбатого могила исправит, но давайте хотя бы попробуем! Шанс надо дать любому человеку, а вот воспользуется он им или нет, решать только ему.
Мария Хлыстова
Фото Владимира Синкевича