34-летняя могилевчанка стала жертвой мошенников. На мобильный телефон женщине в одном из мессенджеров поступил звонок с неизвестного номера. Незнакомец представился сотрудником правоохранительных органов, после чего сообщил, что от имени женщины кто-то, представляясь ее дальним родственником, пытается оформить кредит в Витебске.
Могилевчанка насторожилась: она не знала человека с указанной фамилией и не давала никому права представлять ее интересы в банковских учреждениях, тем более – на оформление кредитов. После местную жительницу якобы переключили на сотрудницу Ассоциации Белорусских банков, которая подтвердила уже сказанное ранее. Она добавила, что удалось «отследить» не только попытки подачи онлайн-заявок на оформление кредитов, которые сейчас успешно отклоняются сотрудницей банка, но и, возможно, неправомерные действия со стороны работников самого банка. «Женщина» была убедительна: она рассказала, что закреплена за местной жительницей на три года для того, чтобы оказывать ей помощь по финансовой безопасности. Она успокоила клиентку банка: в настоящее время с ситуацией разбирается технический отдел, а женщине необходимо всего лишь установить на свое мобильное устройство специальное приложение, что та и сделала.
На следующий день снова раздался телефонный звонок, и сотрудница на том конце провода рассказала, что технический отдел выявил не первый случай неправомерной выдачи кредитов в отделении одного из банков города, расположенного по улице Первомайской. Чтобы разобраться в ситуации, женщина должна была отправиться в банк и оформить заявку на кредит для потребительских нужд на максимально возможную сумму. Там ей необходимо было обратить внимание на работу сотрудников банка. Незнакомка убеждала, что в банке не должны одобрить заявку и выдать кредит. Однако могилевчанка получила желаемое, а именно кредит на 9400 рублей, правда, она неоднократно предупреждалась персоналом банка о возможных мошеннических действиях, даже получила информационную брошюру.
Забрав деньги, местная жительница перевела их посредством мобильного банкинга на другой лицевой счет, указанный звонившей женщиной, и отправилась домой. За два дня могилевчанка таким образом посетила еще три банка и в каждом оформила на себя кредиты на общую сумму около 30000 белорусских рублей. Когда пару дней спусти «сотрудница банка» перестала выходить на связь, та осознала, что стала жертвой мошенников, и обратилась в милицию.
Сотрудники отделения по борьбе с киберпреступностью Ленинского РУВД г. Могилева рекомендуют могилевчанам быть бдительнее, чтобы не стать жертвами мошенничества и сохранить свои финансы, а также избежать обмана.
В большинстве случаев аферисты представляются сотрудниками банков или иных организаций, предлагают отменить подозрительную операцию либо заявку на кредит. Под видом покупателей товара, реализуемого на интернет-площадках, выманивают реквизиты карт через мессенджеры либо копии известных сайтов.
Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер. При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны «переключения» на сотрудников иного (обслуживающего) банка. Цель — убедить клиента предоставить данные, необходимые для входа в интернет-банк, а также для осуществления платежа.
Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.
Самые распространенные уловки мошенников: отмена перевода/заявки на кредит. В большинстве случаев звонящий сообщает о подозрительных операциях по карточке либо об оформлении кредита или овердрафта на ваше имя. Для блокировки подозрительной операции или отмены заявки на кредит злоумышленник при разговоре требует срочно предоставить следующие данные (возможно, не все из перечисленного):
• личный номер паспорта;
• полный номер карточки или последние 4 цифры карточки и CVV-код;
• СМС-коды, которые приходят на ваш телефон от банка (M-код, 3D-Secure kod).
Еще один вариант: мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию. Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур, который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk — удаленное управление» из Google Play или App Store, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.
Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!
Официальный представитель
Ленинского РУВД г. Могилева
Елена Симонова