В июле 1941 года в Могилеве были сформированы и переброшены через линию фронта в тыл врага более 70 отрядов и групп, в рядах которых насчитывалось до трех тысяч человек. В числе народных мстителей, действовавших в этих отрядах, было немало и работников милиции.
Для разведывательно-диверсионной работы НКВД БССР завербовал и оставил в тылу противника 1192 агента. На оккупированной территории работало 34 резидентуры (136 агентов). Агенты выявляли дислокацию немецких подразделений, нумерацию воинских частей, их вооружение, передвижение, аэродромы, базы снабжения и др. Добытые сведения затем передавались в НКВД СССР и далее в Генштаб Красной Армии для использования в подготовке операций.
После оккупации Могилева немецко-фашистскими войсками работники милиции, разбившись на мелкие группы, выходили из окружения и, если удавалось, то вливались в ряды Красной Армии или партизанские отряды. Другие сотрудники оставались в тылу врага, где сами организовывали партизанские отряды. В первоначальный период войны именно они сыграли ведущую роль в создании партизанских отрядов и диверсионных групп. Первые такие отряды, созданные осенью 1941 года, состояли из работников НКВД и небольшого числа местных жителей.
полковник милиции В.И. Сыромолотов Вот как описал после войны свой выход из окруженного Могилева начальник УМ УМГБ по Могилевской области полковник милиции В.И. Сыромолотов в письме Министру государственной безопасности БССР генерал-лейтенанту Л.Ф. Цанаве: «26 июля 1941 года на рассвете после упорных и кровопролитных боев немцы заняли город Могилев, а оставшиеся в живых его защитники мелкими группами и в одиночку по приказу военного командования выходили из Могилева.
В это же утро я, заместитель председателя облисполкома товарищ Кардович (ныне председатель Витебского облисполкома) вместе с группой работников милиции и НКВД, будучи переодетыми в гражданское платье, стали выходить из Могилева.
Форсировав Днепр и следуя далее, я и работники милиции
тт. Никитенко, Климов и Волынец в 25-ти километрах от города Могилева 27 июля были задержаны немецкими солдатами и доставлены в город Быхов на ацетоновый завод. Здесь к тому времени уже находилось большое количество задержанных военнослужащих и гражданских лиц, среди которых были секретари горкома партии тт. Хавкин и Морозов, предгорисполкома т. Астров, начальник школы НКГБ т. Калугин и целый ряд работников НКВД и НКГБ, переодетых в гражданское платье…». Позже В.И. Сыромолотов с рядом милиционеров совершили побег и вошли в состав партизанского отряда в Хотимском районе.
Одна из групп окруженцев в составе оперуполномоченного Бобруйского райотдела НКВД Т.С. Гребенчука, милиционеров Круглых, Алешкевича и других осенью 1941 года, выйдя из окружения у деревни Чечерск, встретилась с партизанскими отрядами М.П. Константинова и
В.И. Козлова. Впоследствии отряды объединились в один, который стал называться именем Н. Гастелло.
Став партизанами, работники милиции принимали активное участие в борьбе с оккупантами. В мае 1942 года немцы напали на след отрядов Розова и Патрина, в которых находились и бывшие сотрудники Бобруйской милиции. Завязался ожесточенный бой. Партизаны разгромили врага, уничтожив при этом 13 полицейских. В том бою Гребенчук Т.С., убив двух вражеских солдат, завладел их автоматами. Работники Бобруйской милиции участвовали в разгроме немецкого гарнизона в дер. Синегова Стародорожского района, где убили и ранили более 70 немецких солдат и полицейских.
В 1942 году недалеко от станции Верхутино Стародорожского района сотрудники милиции разобрали железнодорожный путь, приведший к уничтожению вражеского эшелона, взорвали железнодорожный мост через реку Птичь, пустили под откос немецкий эшелон с солдатами и техникой вблизи станции Старушки.
Для управления и оказания помощи партизанским формированиям на территории Беларуси постановлением ГКО в сентябре 1942 года в Москве был создан Белорусский штаб партизанского движения, в состав которого вошли 18 работников НКВД. На сотрудников органов внутренних дел возлагалось оказание помощи партизанам в подготовке кадров для нелегальной и разведывательно-диверсионной работы во вражеском тылу. Работники разведки подбирались на месте. Предпочтение отдавалось сотрудникам НКВД, пограничникам, членам партии и комсомольцам. Практически, все начальники или оперуполномоченные особых отделов партизанских отрядов были работниками органов внутренних дел или госбезопасности.
Для выполнения специальных заданий в первые дни Великой Отечественной войны, на московском стадионе «Динамо» началось формирование Войск Особой группы при НКВД СССР во главе со старшим майором госбезопасности П.А. Судоплатовым. 2 октября 1941 года сформированные батальоны Особой группы были сведены в отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН), ставшую учебным центром по подготовке разведчиков-диверсантов, которые в составе групп забрасывались в немецкий тыл. Первым командиром бригады был полковник М.Ф. Орлов. Всего на оккупированной территории Беларуси действовало 35 таких спецгрупп бригады. Среди действовавших на территории Могилевской области наиболее известны ее отряды «Славный», «Боевой», «Храбрецы» и другие спецгруппы.
Одним из самых активных в годы оккупации был партизанский отряд № 227, действовавший на территории Кличевского района. В его составе находилось много сотрудников милиции, а разведку отряда возглавлял работник милиции Кличевского РО НКВД А.И. Книга. С сентября по декабрь 1942 года отряд разгромил 55 сельских управ и полицейских гарнизонов. Партизаны отбили у захватчиков и раздали населению 200 тонн продовольствия, подготовленного для отправки в Германию. В 1942 году отряд участвовал в 44 крупных боевых операциях. Среди них уничтожение 22 февраля в м. Бацевичи карательного отряда полевой жандармерии (из 40 человек спастись удалось только одному). 20 марта 1942 года партизаны отряда разгромили продовольственный склад и убили около сотни солдат и офицеров противника.
С немецко-фашистскими захватчиками героически боролись и другие сотрудники Кличевской милиции. Рышкевич Я.М., бывший работник милиции, командовал ротой в партизанском отряде № 278, а Рышкевич Л.Ф. был начальником особого отдела в отряде № 25. В партизанском соединении Могилевской области особый отдел возглавлял работник милиции Стельмах И. М. (в послевоенные годы – начальник УВД Гомельского облисполкома), в партизанском отряде №115 особистами руководил Храпко И.В., который позже погиб в одном из тяжелых боев с карателями.
В Кличевском районе 6 мая 1943 года погиб партизан 152-го отряда (полка) Коваль И.С. (в начале войны участковый уполномоченный пригородного Луполовского городского отделения г. Могилева). Неверко А.И. (в довоенный период – оперуполномоченный ОУР, в послевоенные годы – на различных должностях областного управления милиции) воевал командиром отделения, помощником командира взвода 76-го партизанского отряда в том же районе.
Старший инструктор политотдела довоенного областного управления милиции Кацман М.В. воевал против захватчиков старшим разведчиком-диверсантом, а затем оперуполномоченным особого отдела партизанской бригады «Вперед» войск НКВД СССР. Особый отдел этой бригады возглавлял Глазшнейдер Я.М. (до начала войны и после её окончания – заместитель начальника областного управления).
Участковый уполномоченный Шкловского РОМ УНКВД БССР Барановский М.И. был оставлен для подпольной работы на оккупированной территории. В феврале-марте 1942 года создал партизанскую группу, которая базировалась в районе д. Березовка Шкловского района, а позднее влилась в партизанскую бригаду «Чекист».
Флегонтов А.К.Из Торопца осенью 1942 года начался рейд в тыл врага отряда «Боевой» под командованием А.К. Флегонтова. Отряд в составе 132 добровольцев и фронтовиков – был посажен на коней и отправился в кавалерийский рейд по немецким тылам. Прибыв в Могилевскую область, Флегонтов создал крупную бригаду «За Родину». Отряды, сохраняя относительную самостоятельность, по планам штаба бригады совершали совместные крупные диверсии, налеты на гарнизоны, удары по коммуникациям врага. К концу декабря 1942 года бригаде удалось парализовать железные дороги Могилев — Осиповичи, Минск — Москва, Минск — Бобруйск, которые действовали теперь с минимальной загрузкой. До минимума было сокращено движение войск противника и на шоссейных дорогах.
Легендарный комбриг Флегонтов погиб в марте 1943 года случайно, при столкновении у д. Погорелое своей штабной колонны со специальным антипартизанским подразделением из коллаборантов (ягд-командой). После гибели командира бригаде было присвоено его имя. В конце 1943 года партизанская кавалерийская бригада им. Флегонтова под командованием
Ф. Ф. Тараненко перебралась в Брестскую область.
На территории Горецкого района активно действовал партизанский отряд Беляева, созданный 13 июля 1941 года политотделом 13-й армии из числа добровольцев военнослужащих и работников милиции. В отряде насчитывалось более 140 человек.
О своей партизанской деятельности продолжает рассказывать В.И. Сыромолотов: «… 21 февраля 1942 года немецкий карательный отряд окружил наш лагерь и после двухчасового боя с ними, потеряв при этом одного своего партизана – Гончаренко убитым, вырвались из окружения и связались с другим Хотимским партизанским отрядом. В его составе оказались заместитель начальника вверенного мне управления милиции т. Глазшнейдер, начальник паспортного отдела т. Голубец и старший инструктор политотдела т. Кацман. Наш отряд объединился с этим отрядом, в котором я был командиром группы, а затем комиссаром. В этом объединенном отряде командиром был т. Макагонов А.Г., ныне секретарь Горецкого РК КП (б) Могилевской области. Я лично действовал в этом отряде до 30 августа 1942 года и с этого числа соединились с партизанской бригадой «Вперед» специального назначения войск НКВД СССР. Командиром этой партизанской бригады был майор Шемякин. В бригаде я был командиром разведки, а затем 22 ноября 1942 года со специальным заданием командира бригады вылетел на самолете в Москву в НКВД СССР. После выполнения задания я 4-м управлением НКВД СССР был направлен в распоряжение отдела кадров НКВД СССР».
Важную роль в развитии партизанского движения, разоблачении предателей и шпионов, борьбе с бандитскими формированиями в Беларуси и на Могилевщине, особенно в 1941 – 1942 годах сыграли оперативные группы специального назначения из работников НКВД, направленные в тыл немецких оккупантов. Первые партизанские отряды, сформированные из сотрудников НКВД, пограничников и советских патриотов, вступили в бой уже в июле 1941 года.
На первом этапе войны, особенно в период действия Витебских (Суражских) «ворот» в 1942 году, многие отряды переходили линию фронта пешим порядком. В последующем заброска спецгрупп в тыл врага осуществлялась, как правило, парашютным десантированием, позже – посадкой самолетов на партизанские аэродромы.
В тылу врага спецгруппы и отряды занимались сбором военно-политической информации, проводили диверсии на коммуникациях и важных объектах противника, оказывали помощь партизанским отрядам и соединениям в организации разведывательно-диверсионной работы и выявлении вражеской агентуры. Личный состав спецгрупп «Пограничная», «Полевая», «Центральная», «Туристы», «Соседи», «Восточная», «Лесная», «Южная» и многих других проявил мужество и самоотверженность, устанавливая численность, места формирования и базирования националистических (коллаборационистских) групп и отрядов. Проводя непримиримую борьбу с ними, многие сотрудники спецгрупп сложили свои головы в борьбе с внутренними врагами Отечества.
По материалам книги УВД
«Могилевская милиция: история и современность»