Всенародная война… В наши дни уже никто не сомневается, что она была именно всенародной. Но наряду с этим важно знать, что врагу невозможно противостоять толпой. Даже готовых к сопротивлению людей надо было организовать, обучить и возглавить. Этим нелегким делом, повседневным и героическим, наряду с командирами Красной Армии и пограничниками занимались милиционеры: профессионально обученные, привыкшие к дисциплине и риску, знающие понятия чести и долга, готовые умереть. Именно они с первых дней войны дали понять врагу: нас не победить.
В месяцы, предшествовавшие войне, в стране по радио гремели песни «Три танкиста», «Если завтра война», «Лети, стальная эскадрилья». Никто не сомневался в неизбежности войны, а врага собирались бить на его территории. Тем не менее, и для военных, и для милиции она началась внезапно и стала той неожиданностью, которую ожидали.
С началом войны Могилеву суждено было стать важным центром обороны от наседавшего врага. В то время здесь насчитывалось более 46 промышленных предприятий с 13 тыс. рабочих и служащих. Наиболее крупными из них были – авторемонтный завод имени С. Кирова, фабрика искусственного волокна (шелковая фабрика) имени В. Куйбышева, швейная фабрика имени М. Володарского, труболитейный завод имени А. Мясникова и др.
В городе проживало 113 тысяч человек, действовали педагогический институт, четыре техникума, техническое училище, девять средних и шесть начальных школ. В них обучалось 15 тысяч студентов и учащихся. Существовало фабрично-заводское обучение, работали колхозная школа и совпартшкола.
За год до начала войны была открыта и готовила кадры офицеров-разведчиков и контрразведчиков для армейских и территориальных органов государственной безопасности страны Могилевская межкраевая школа НКВД – НКГБ СССР.
В спецсводке начальника УНКВД Могилевской области Я. Пилипенко от 23 июня 1941 года сохранились сведения о первой бомбардировке на территории Могилевщины. В ночь с 22 на 23 июня «вражескими самолетами тремя налетами производилась бомбардировка г. Бобруйска и двух аэродромов», располагавшихся здесь. В результате один самолет на аэродроме загорелся, в городе было разрушено три дома, 3 человека убито и 8 ранено.
Одновременно, в ту же ночь был совершен налет немецких бомбардировщиков на военный городок в Осиповичах, который «по донесению начальника [Осиповичского] РО НКВД Дементея, несмотря на двукратное предупреждение о светомаскировке, не маскировался. Вследствие налета было развалено два дома возле военгородка и убито шесть человек». В Телушском и Деревцовском сельских советах от бомбардировки сгорело шесть домов.
В первую неделю войны в Могилеве собралось (в том числе из районов области) около 500 работников милиции, а после прибытия в город Минской, Гродненской школ милиции и сотрудников из западных областей республики могилевский милицейский гарнизон увеличился до 1 500 человек.
В городе размещалось значительное количество воинских частей. Здесь дислоцировались подразделения 161-й стрелковой дивизии, сформированной в 1940 году в г. Могилеве. Основу ее составили военнослужащие запаса, уроженцы города и области. Примерно за месяц до начала войны большинство из них убыло в Друцкие летние лагеря на сборы, а с началом войны, в составе 2-го стрелкового корпуса 13-й армии, они уже воевали на фронте западнее Минска.
Вместе со штабом 161-й дивизии (командир полковник А.И. Михайлов) здесь находились 628-й артиллерийский и 477-й стрелковый полки, 475-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 422-й отдельный батальон связи, 154-й саперный батальон. В Полыковичах базировались 542-й стрелковый полк и 245-й отдельный разведывательный батальон, не считая более мелких вспомогательных частей дивизии.
С 1939 года в городе размещалось двухгодичное Могилевское пехотное училище, которое в мае 1941 года успело сделать единственный выпуск курсантов и позднее было эвакуировано в тыл.
В Заднепровье располагалась 172-я авиабаза, с мая 1941 года переименованная в 268-й батальон аэродромного обслуживания. На аэродроме «Могилев» перед войной базировались 162-й и 163-й истребительные авиационные полки с самолетами И-16, входившие в 43-ю истребительную авиадивизию. С началом войны сюда переместились 121-й истребительный, 313-й отдельный разведывательный бомбардировочный авиаполки, а позднее, сменяя друг друга, базировались еще несколько авиачастей.
Личный состав воинских частей своим поведением в предвоенные годы доставлял немало хлопот милиции на улицах Могилева и громкими массовыми случаями скандальных нарушений общественного порядка. Все это зафиксировали в своих спецсообщениях и докладах начальник УНКВД Могилевской области Я. Пилипенко и начальник УРКМ НКВД В. Сыромолотов в 1940-1941 годах. Хулиганство в кинотеатрах и на улицах, драки и стрельба из личного оружия в общественных местах в пьяном виде, приставание вечерами к женщинам – вот далеко не полный перечень действий военных, которые породили слухи «о существовании в городе большой банды, прибывшей то ли из Харькова, то ли из Ростова». Особенно возмутил сотрудников милиции случай, когда шофер командира 161-й стрелковой дивизии Михайлова, в пьяном виде на автомашине «въехал в строй курсантов Могилевского пехотного училища, сшиб и поранил 19 курсантов, а сам скрылся». Как следует из сообщений и докладов УНКВД, наиболее «отличались» курсанты и командиры пехотного училища, а также летчики авиачастей, базировавшихся на Могилевском аэродроме. Естественно, все эти безобразия прекратились с началом войны.
22 июня 1941 года был принят Указ ПВС СССР «О военном положении». В соответствии с ним, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности «в местностях, объявленных на военном положении, принадлежали военным советам фронтов, армий», а там, где их не было – высшему командованию войсковых соединений. В Могилеве к тому времени регулярных воинских частей уже не было, а потому все основные функции органов власти по Указу перешли к областному военному комиссару полковнику И.П. Воеводину.
Постепенно замирала жизнь городских учреждений и предприятий. Она перенеслась в областной военный комиссариат, в котором, по существу, сосредоточилась вся советская и военная власть области и города. Здесь шла непрерывная работа по эвакуации населения и предприятий Могилева, по формированию команд из отходивших на восток воинов. Создавались оперативные группы из сотрудников НКГБ, милиции и красноармейцев гарнизона. Они поддерживали порядок в городе, боролись с мародерством и хищением, истребляли вражеских диверсантов.
Как вспоминал областной военный комиссар полковник И.П. Воеводин, сложность обстановки обязывала работать круглосуточно. Нужно было эвакуировать пришедших с запада людей, местные заводы, фабрики, банки, склады с продовольствием и фуражом, другим имуществом, поднять и мобилизовать всех запасников, отправить с ними автотранспорт, лошадей с повозками и упряжью.
Комендатурой Могилевского гарнизона были введены пропуска для лиц из оперативных групп, истребительных отрядов, военнослужащих, работников организаций и других граждан на право хождения по городу. Уже на второй день войны в комендатуру начали прибывать беженцы из западных областей и военнослужащие. Они нуждались в помощи для дальнейшей эвакуации на восток или требовали указаний о направлении в воинские части. Приводили патрули и подозрительных личностей, как гражданских, так и военных. Улица у комендатуры и двор постоянно были забиты народом и автомашинами.
Поток отходивших с запада людей начинал оседать в городе. В связи с этим комендатура создала пересыльные пункты: для командного состава войск – в Доме Красной Армии, для рядового состава – казармы по улице Леваневского – 7, для гражданского населения – Комсомольский сквер. Кроме того, на железнодорожный вокзал прибывали побывавшие под обстрелом пассажирские составы, в которых находились пострадавшие пассажиры. Необходимо было быстро оказать медицинскую помощь раненым, похоронить убитых. Этими вопросами активно занимались сотрудники НКВД и милиции.
Начальник Могилевского отделения железнодорожной милиции НКВД БССР сержант госбезопасности В.С. ПрокоповичСотрудники Могилевского линейного отдела железнодорожной милиции под руководством В.С. Прокоповича и Логвинова поддерживали общественный порядок на станции и участке дороги. Они занимались охраной военных и хозяйственных грузов, помогали эвакуировать население, сопровождали эшелоны с грузами и людьми. Оперативные группы милиции обеспечивали выполнение приказов военного командования и народного комиссара путей сообщения по вопросам воинских перевозок. Они информировали начальника Могилевского гарнизона полковника Воеводина о появлении в местах эвакуации вражеских войск и парашютистов, принимали участие в их уничтожении.
25 июня 1941 года штаб Западного фронта, правительство Республики и ЦК КП(б)Б переехали из Минска в Могилев. Разместились они в здании средней школы на Луполово и в лесу по Гомельскому шоссе. В тот же день грозное дыхание войны впервые опалило город – вражеская авиация бомбила железнодорожный узел и мясокомбинат.
По материалам книги УВД
«Могилевская милиция: история и современность»